Автор теории:
Гюнтер Аммон (Guenter Ammon)
Суть теории:
Психосоматический симптом не является результатом вытеснения инстинктивных побуждений, а возникает как следствие нарушения отношений с окружающим миром, формирующихся в раннем детстве, а затем закрепляющихся в личности и манифестирующих во взрослом человеке под давлением стрессоров.
Описание теории:
На этапе формирования соматического “Я” пациент переносит нарциссический дефицит – это не позволяет ему обрести идентичность и выйти из симбиотической зависимости. Впоследствии человек, попадая в каждую ситуацию, где необходимо определить свою идентичность, бежит в идентичность ложную, характерную для психосоматического больного.
Так, вместо ответа на вопрос «кто я?» человек начинает отвечает на вопрос «что со мной?», меняя идентичность на симптом. Чаще всего это связано с ранним детством больного: мать давала ребёнку заботу лишь тогда, когда тот заболевал и отвергала потребность ребёнка в определении собственной идентичности.
Аммон выделил две группы психосоматической симптоматики:
- Затронуты первичные функции Я – нарушения пищевого поведения, зрения, слуха, речи или походки. Симптоматика в этом случае фиксирована и почти неподвижна, она находит выражение в целостном физическом процессе
- Достигается архаический язык органов с помощью ступени формирования символов. Симптоматика здесь сильнее привязана к ситуации, а симптомы, в свою очередь, часто меняются
Нарушения «Я» показывают, что у человека нет границ собственной идентичности, и оказавшись в такой ситуации, где идентичность необходимо применить, человек заведомо «бежит» в ложную.
Именно поэтому матери важно проявлять заботу по отношению к ребёнку всегда, когда это необходимо, помогать ему в обретении идентичности, а не психосоматического заболевания
Теория Аммона играет важную роль в понимании, как нарушенные отношения с миром в детстве могут повлиять на взрослую жизнь человека под действием социальных стрессоров.