Эмотивно-рациональная психотерапия при психосоматике

Что такое эмотивно-рациональная терапия?

Эмотивно-рациональная терапия (по-другому – рационально-эмоциональная поведенческая терапия «РЭПТ») – это направление в психотерапии, основывающееся на убеждении в том, что психические расстройства берут своё начало с иррациональных когнитивных установок (например: идей, предположений и т. д.). В отличие от психоанализа и других психотерапевтических направлений, РЭПТ не рассматривает прошлый опыт человека.

История эмотивно-рациональной психотерапии

Эмотивно-рациональная психотерапия была создана Альбертом Эллисом в 1955 году. Изначально она была названа рациональной терапией, а в 1961 году стала рационально-эмотивной. Ещё позднее, в 1993 году, получила название рационально-эмотивно поведенческой.

Эллис родился в 1913 году в Питтсбурге, детство провёл в Нью-Йорке. С ранних лет у него развивался диабет. В 12 лет Эллис решил стать писателем, позднее он поступил в Нью-Йоркский колледж на «Деловое администрирование». Однако предпринимательство не стало приоритетным направлением в его жизни, и он вновь обратился к писательству. Эллис написал довольно много произведений, но ни одно из них не было опубликовано.

В молодости Эллис заинтересовался терапией для супружеских пар – это послужило началом его становления психологом. Он поступил в Колумбийский университет на курсы клинической психологии, а после прохождения практики под руководством Карен Хорни, в 1947 году, начал практиковать классический психоанализ.

Однако классический психоанализ Эллиса во многом не устраивал. С 1955 он начал пробовать новые психотерапевтические техники. Причина скептического отношения Эллиса к психоанализу заключается в том, что психоаналитический процесс психотерапии предполагает самостоятельное понимание пациентом содержания конфликта. Эллис же отдавал предпочтение методам, с помощью которых психотерапевт указывает пациенту на конфликт.

В 1995 году Эллис создал собственное психотерапевтическое направление. Несмотря на критическое отношение к психоанализу, он опирался на некоторые психоаналитические принципы. Например, в процессе психотерапии Эллис внимательно следил за эмоциями пациентов.

Но всё же главным отличием и преимуществом РЭПТ стала активная позиция психотерапевта.

В первом исследовании, посвящённому собственному методу психотерапии, Эллис сравнил РЭПТ с ПАО (психоаналитически ориентированной психотерапией) и ортодоксальным психоанализом. Результаты показали, что выраженный положительный эффект ПАО наблюдается в 18% случаев, ортодоксального психоанализа в 13%, а РЭПТ в 45%. Метод РЭПТ оказался наиболее эффективным в применении.

За свою разработку Эллис получил большое количество наград. Например, «За выдающийся профессиональный вклад в развитие знаний» Американской психологической ассоциации и звание «Гуманист года».

Теоретические представления рационально-эмоциональной поведенческой психотерапии

Главная задача РЭПТ – научить пациента рациональной социальности с помощью изменения его поведения. По большей части, РЭПТ – не лечение, а тренировка и обучение, поэтому психотерапевта следует воспринимать как консультанта в области жизненных навыков.

Согласно РЭПТ проблемы человека являются результатами иррациональных верований. Часто человек становится подверженным некритические усвоенным «нужно» и «должен» и мистическому мышлению. Поэтому, оказавшись в критической ситуации, человек сначала интерпретирует её в соответствии со своими верованиями, а затем действует на основе этих интерпретаций.

Существует три принципа, на основе которых происходит работа с верованиями:

  1. Проблема человека заключается не в самой проблеме, а в отношении к этой проблеме.
  2. Приоритет настоящего времени. Не имеет значение, когда человек было приобретено то или иное верование. Важно лишь то, что он до сих пор его придерживается.
  3. Без работы над своими убеждениями и практики результата достичь невозможно.

Конечное название такого метода психотерапии – рационально-эмотивно-поведенческая. Каждый компонент названия несет в себе определенное значение.

«Рациональная». Здесь присутствует некоторая условность, поскольку нет точного критерия рациональности. Это означает, что Эллис берет за основу здравый смысл и научный подход к лечению. Рациональность выступает как противоположность иррациональности, которую Эллис считает первоисточником внутренних конфликтов.

«Эмоциональная» или «эмотивная». Здесь показывается связь между нашими эмоциями и взглядами, как рациональными, так и иррациональными.

«Поведенческая». Мало поменять взгляд на какое-либо событие, нужно еще и внедрить новый взгляд в жизнь. Таким образом, когнитивные изменения сами по себе ведут нас к результату – наше поведения меняется.

Модель ABC

Ядром психотерапевтической методики РЭПТ является модель ABC. Иначе её называют «моделью терапевтических изменений» и «ABC-теорией личности». Эта модель описывает причины возникновения тех или иных эмоций и соответствующего им поведения, а также варианты решения возникшего конфликта.

  • «A» – активаторы, англ. activating events. – события и мысли в настоящем времени, а также поведение им соответствующее
  • «B» – верования, англ. beliefs
  • «C» – следствия, англ. consequences

«A», «B» и «C» неразрывны. Ни один из этих элементов не может существовать друг без друга. Например, чтобы изменить «C», необходимо сначала изменить «A» или осознать иррациональность «B».

Рациональные и иррациональные верования

Рациональные и иррациональные верования разделяются в зависимости от нескольких факторов.

Рациональные убеждения могут быть доказаны и обоснованы, они не представляют собой абсолютных предписаний, являются потребностями и желаниями, помогают человеку в достижении целей и, в целом, оказывают на него положительное влияние.

Иррациональные же убеждения приводят к ложным заключениям, вызывают разрушительные эмоции, представляют собой обязательства и требования, мешают в достижении целей и негативно влияют на человека.

Как рациональные верования ведут к продуктивному поведению, так иррациональные ведут к саморазрушительному. Иррациональные верования запускают несколько процессов:

  • Драматизация. «A» оценивается как нечто ужасное. Начинается с «это не должно быть настолько плохо…»
  • Осуждение. «Те, кто не делают то, что «должны» – плохие».
  • Отрицание своей толерантности. Иными словами, неспособность переносить возникающие трудности, отсутствие веры в себя и свои возможности.

По Эллису, существует три иррациональных верования:

  • «Я должен делать все хорошо»
  • «Все должны относится ко мне и обращаться со мной хорошо»
  • «Мир должен быть для меня легким»

При этом, верования, которые касаются личных взглядов пациента, не затрагиваются в процессе психотерапии. Например, политические или религиозные убеждения остаются конфиденциальными.

Работа с иррациональными верованиями

Существует несколько последовательных этапов, на которых основывается работа с иррациональными верованиями.

Первый этап – аналитические диагностирование верований. На этом этапе у пациента выявляются иррациональные верования.

Второй этап – раскачивание и размягчение выявленных иррациональных верований. К каждому верованию пациента задаётся вопрос «что позволяет Вам считать эту мысль верной?». Этот вопрос основывается на том, что все верования существует в сознании человека и могут быть обоснованы и объяснены. Большая часть таких верований обычно не являются открытыми.

Третий этап – замена таких верований более рациональными. На этом этапе психотерапевт указывает пациенту на иррациональность его убеждений и предлагает новые, более гибкие верования.

Четвертый этап – вживление новой привычки. Здесь необходима регулярная тренировка, которая поможет пациенту заменить иррациональные верования на рациональные. Обычно вживление новой привычки практикуется пациентом самостоятельно, с помощью заполнения дневника и практических заданий. На психотерапевтических сессиях консультант проверяет проделанную работу и оценивает её эффективность.

Пятый этап – обучение самостоятельности. На этом этапе психотерапевт готовит пациента к самостоятельному решению внутреннего конфликта. Сессия заканчивается не тогда, когда проблема становится решенной, а когда психотерапевт понимает, что пациент готов к самостоятельной работе над собой.

Процесс рационально-эмотивной терапии

Процесс рационально-эмотивной терапии включает в себя:

  • Убеждение пациента в эффективности метода, применяющегося для его лечения. Излагаются теоретические основы рационально-эмоциональной поведенческой психотерапии и представляются примеры.
  • Получение от пациента согласия на рассмотрение его иррациональных суждений (к программе ABC добавляется D – обнаружение нерациональных верований пациента)
  • Обнаружение иррациональных суждений и ориентация на разработку собственных аргументов пациента против соответствующих убеждений

Техники РЭПТ-психотерапии

Существует несколько техник, которые используются в процессе рационально-эмотивной поведенческой психотерапии.

1. Когнитивные техники

  • Самая распространенная – дискутирование. С помощью этой техники происходит оспаривание иррациональных идей.
  • Детекция позволяет выявить эти иррациональные идеи, в особенности из категории «должен», «обязан» и «нужно».
  • Дебатирование представляет собой последовательный ряд вопросов, задающихся психотерапевтом пациенту для отказа от иррациональной установки.
  • Дискриминация позволяет разделить абсолютные и неабсолютные ценности.
  • При библиотерапии пациенту предлагаются материалы для чтения и самопомощи.

Когнитивные техники также включаются в себя некоторые семантические методы (например, технику определения). Такие методы позволяют человеку изменить свое восприятие путем изменения языка: вместо «я должен…» использовать «я еще не научился…». Здесь также применяется техника «за» и «против» (пациенту необходимо перечислить положительные и отрицательные аспекты какого-либо внутреннего конфликта).

2. Эмоциональные техники

Психотерапевты часто предлагают эмоциональные техники, позволяющие укрепить эмоциональную установку на безусловное восприятие, используются юмористические методы, рассказы, стихи, афоризмы и т. д.

Здесь большую роль играют сила и энергия, которые двигают жизнь человека. Так, эмоциональные техники позволяют пациенту самостоятельно перейти от интеллектуального инсайта к эмоциональному.

Например, техника «атаки стыда»: пациенту предлагается вести себя какое-то время на публике не так, как он обычно это делает. Погрузившись в ситуацию стыда, человеку станет проще в будущем переносить какой-либо дискомфорт и решать внутренний конфликт.

Сюда также относят технику «принятия риска». Пациенту предлагается умышленно пойти на риск в той области, где человек хочет что-то изменить.

3. Поведенческие техники

В РЭПТ используются поведенческие техники еще с 1955 года. В них включаются упражнения, которые напрямую влияют на поведение человека в конкретных условиях, подобно выходу из зоны комфорта.

Например, упражнение «оставайся там», с помощью которого человек погружается в критическую ситуацию и остается там какое-либо время, помогает в дальнейшем вынести хронический дискомфорт.

В поведенческие техники включаются также упражнения, с помощью которых пациента побуждают приступать к делам сразу, а не откладывать их на потом, и упражнения «принятой роли Келли», когда клиента побуждают на такое поведение, будто он уже ведет себя рационально.

Существуют и техники, которые в РЭПТ категорически избегают. К ним относятся методики, которые отвлекают пациента от работы со своим мировоззрением – йога, релаксация, многоречивые и малоэффективные – техника свободных ассоциаций психоанализа, методы семейной психотерапии, техники нейролингвистического программирования и гештальт-терапии.

Таким образом, рационально-эмотивная поведенческая психотерапия не обращается к другим методам психотерапевтического лечения, а основывается на собственных приоритетах и техниках.

Эффективность рационально-эмотивной поведенческой психотерапии

Эффективность рационально-эмотивной поведенческой психотерапии

РЭПТ наиболее эффективна для пациентов, открытых к рефлексии и анализу своих мыслей. По Эллису, пациент – это ученик, успех которого зависит от собственной мотивации и идентификации с ролью учащегося.

Задача психотерапевта же состоит в оказании помощи в пересмотре системы убеждений, норм и представлений пациента. Психотерапевт выступает в роли учителя, указывает на иррациональные убеждения и помогает их изменить.

Эффективность РЭПТ прослеживается тогда, когда пациент обретает способность самостоятельно справляться с иррациональными суждениями. Если цель выполнена – значит психотерапия прошла успешно.

С 1972 по 1988 год эффективность рационально-эмотивной поведенческой психотерапии была изучена в более чем семидесяти исследованиях. Было выявлено, что 73% пациентов с психическими и психосоматическими заболеваниями получили улучшения, по сравнению с теми, кто не прошел терапию.

Предполагается, что пациент проходит три уровня инсайта:

  1. Поверхностный. Пациент осознает проблему и понимает, что её необходимо решить.
  2. Углублённый. Пациент распознает собственные интерпретации.
  3. Глубинный. Пациент мотивирован к изменениям, осознает внутренний конфликт.

Заключение

Показанием к применению РЭПТ являются различные психические и психосоматические заболевания. На данный момент рационально-эмотивная психотерапия используется не только в клинической сфере, но и, например, в образовании, коучинге и т. д.

Однако РЭПТ всё же имеет некоторые ограничения. Закрытые люди, неспособные к самоанализу и изменению, вряд ли смогут добиться результата с помощью этого психотерапевтического метода.

РЭПТ показан ответственным и открытым людям.

Как и другие методы, РЭПТ не является чудодейственной техникой. Работа над собой должна быть проведена не только на психотерапевтических сеансах, но и дома – за выполнением домашних заданий. За два-три сеанса добиться улучшения почти невозможно, необходимы повторные дискуссии.

Лечение пациента с помощью рационально-эмотивной психотерапии может достигать нескольких месяцев.

 

 

Психосоматика
Добавить комментарий